Россияне через три года полетят на новом самолете


12.01.2015
Россияне через три года полетят на новом самолете

О новинках авиапрома, ценах на билеты и привлечении в отрасль малого бизнес "РГ" рассказал заместитель министра промышленности и торговли Юрий Слюсарь. 

- Юрий Борисович, что ждет наш авиапром в этом году? Какие ожидаются знаковые события?

- 2015 год будет богат на события. Наверное, самым интересным будет первая выкатка на летную площадку нового российского ближне-среднемагистрального гражданского самолета МС-21. Это должно произойти в декабре. Конечно, будем продолжать продвигать на глобальный рынок отечественный региональный самолет Sukhoi Superjet 100. Будем сертифицировать новые многоцелевые вертолеты Ми-38 и Ми-171А2. Программы испытаний этих вертолетов должны завершиться в 2015 - к началу 2016 года, после чего мы сможем начать их серийное производство. Сейчас проводятся летные испытания четвертого предсерийного опытного образца Ми-38 и уже начата сборка фюзеляжа первой серийной машины.

Средний вертолет Ми-171А2 - одна из самых ожидаемых новинок российского вертолетостроения, машина идет на замену популярного во всем мире Ми-8, но это будет более современный, более эффективный и более экономичный вертолет. Покупатели и эксплуатанты любят Ми-8 за простоту, дешевизну. Важно эти плюсы сохранить, но сделать продукт соответствующим современным запросам. А если мы сделаем дорогой, "навороченный", очень слишком сложный в эксплуатации вертолет, то старых покупателей растеряем, но новых, скорее всего, не приобретем.

Предстоит совместная работа с китайскими партнерами по разработке широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета. В этом году хотим перейти от концептуальных разработок к оформлению эскизно-технической документации.


- А когда на борт МС-21 поднимутся первые пассажиры?

- Пассажирские перевозки начнутся в 2018 году. МС-21 - приоритетный проект в гражданской авиации, мы рассматриваем его как локомотив передовых технологических новинок в аэродинамике, двигателестроении, бортовых системах. По своим летно-техническим характеристикам, комфорту и, что очень важно, экономическим показателям, самолет превзойдет своих конкурентов, будет более эффективным, даже чем те модернизированные варианты зарубежных авиалайнеров, которые еще только готовятся к серийному производству.

В нашем самолете - новые весовые характеристики, технология изготовления крыла из легких и прочных композитных материалов. Комфорт пассажиров обеспечивают более широкие проходы в салоне, что позволит увеличить скорость пассажирских потоков при посадке и высадке. Только благодаря высокой оборачиваемости воздушного судна на аэродроме выигрыш перевозчиков сможет достигать порядка двух миллионов долларов за год эксплуатации. В салоне емкие полки, которые позволят разместить больше ручной клади. Давление воздуха в полете будет ближе к привычному, больше размер окон. С точки зрения комфортабельности, эргономичности - очень интересная машина.

Но самое главное - самолеты семейства МС-21 с их вместимостью от 130 до 211 пассажиров нацелены на самую массовую нишу авиаперевозок, в которой сегодня в основном и работают зарубежные лайнеры. Самолет будет соперничать с Boeing 737 и Airbus А320.


- Укладываетесь в график?

- Да. Первый летный образец самолета будет готов в конце 2015 года. Первый полет намечен на 2016 год. Сертификат Межгосударственного авиационного комитета, подводящий итог испытаниям, должен быть получен в конце 2017 - начале 2018 года. Далее - поставки клиентам. По графику идет и работа по двигателю ПД-14, который, помимо установки на МС-21, станет основой большого семейства двигателей различного назначения.


- Какова доля отечественных компонентов в этом самолете?

- К началу серийного производства она составит более 50 процентов. Остальное делается нашими зарубежными партнерами, и они выполняют свои обязательства.

Мы будем со временем увеличивать долю российских комплектующих. В то же время, международное сотрудничество в гражданском авиастроении - явление закономерное и всегда носит взаимовыгодный характер. Кстати, российские высокотехнологичные компоненты сегодня устанавливаются и на многих новых зарубежных лайнерах, включая Boeing и Airbus.


- Какие текущие риски видите для отрасли?

- 2015 год будет непростым в силу того, что многие издержки у авиакомпаний долларовые. В парке - в основном иностранные самолеты. Лизинговые ставки в долларах и, соответственно, затраты в рублях будут выше.


- В итоге произойдет всплеск цен на авиабилеты?

- Думаю, что авиакомпании не смогут переложить рост валютных расходов в рост цен на билеты, ведь тогда существенно сократится спрос, меньше пассажиров будет летать.


По материалам "Российской газеты"


Партнеры

Минпромторг МЕМОРАНДУМ rt_new_logo.png Торгово-промышленная палата ВИАМ