На службе космической отрасли


17.04.2014
На службе космической отрасли

Холдинг «РТ-Химкомпозит» показал, где используются композитные материалы в ракетах и самолетах

Космические технологии — гордость России. Абсолютная, без каких бы то ни было оговорок. Создание аэрокосмической техники требует применения композитных материалов, благодаря которым удается сочетать легкость с высокой прочностью (нередко превышающей прочность стали!). Накануне Дня космонавтики холдинг «РТ-Химкомпозит» предоставил возможность журналистам посетить обнинское предприятие «Технология». Оказалось, что военные сверхсекретные технологии уже активно применяются в гражданских разработках.ПО ЦЕНЕ ЗОЛОТА

Сотрудники обнинского предприятия «Технология», входящего в холдинг «РТ-Химкомпозит», День космонавтики называют своим профессиональным праздником. Имеют для это все основания. Впервые в космических проектах предприятие приняло участие еще в 1970 годы, когда поставляло композитные материалы для станции «Венера» (это единственная станция, которой удалось приземлиться на огненную планету — температура у ее поверхности в среднем составляет почти 500°C).

В 90-е годы предприятие активно работало над созданием последнего космического чуда СССР — корабля многоразового использования «Буран». На долю «Технологии» пришлась десятая часть общей массы челнока: около 10 тонн теплозащитных плиток, высокопрочное остекление кабины, крупногабаритные конструкции из композитных материалов... До сих пор единственный отечественный «челнок» считается квинтэссенцией достижений отечественной космической индустрии.

- После посадки выяснилось, что «Буран» потерял всего несколько плиток керамической теплозащитной брони, - сообщил представитель холдинга «РТ-Химкомпозит». - Для сравнения: американские «Шаттлы» теряли после каждой посадки до 20% плитки.

К сожалению, в первый полет «Буран» совершил всего два витка вокруг земли и в космос больше не поднялся. Но полученный опыт пригодился в других разработках.

С середины 90-х «Технология» плотно сотрудничает с космическим научно-производственным центром имени Хруничева. Использование углепластика в ракете-носителе «Протон-М» позволило снизить вес конструкции на полторы тонны. Снижение веса самого аппарата позволяет вывести в космос большее количество груза. Сколько это в деньгах? Вывод на космическую орбиту одного килограмма груза равен по стоимости одному килограмму золота...

РАВНЕНИЕ НА СССР

Зал с готовой продукцией. Журналисты обходят многометровые полукруглые и конические (будто разрезанный снаряд) части «Протона-М».

- Вес одной чуть больше ста килограмм, - одной рукой приподнимает специалист «РТ-Химкомпозита». - При транспортировке обычно управляется один человек, а еще двое -страхуют.

Кроме того, предприятие активно участвует в производстве различных космических аппаратов и спутников.

Специалисты говорят, что прошедший 2013 год можно считать знаковым для отечественной космической отрасли. И не только из-за 25-летия запуска космического корабля «Буран». Но и благодаря тому, что Россия вернулась по количеству успешных запусков ракет-носителей к советскому периоду. Например, «Технология» в прошлом году изготовила более 70 панелей терморегулирования и каркасов солнечных батарей для 11 спутников, оболочки головных обтекателей и другие части для десяти ракет-носителей «Протон-М», двух ракет-носителей «Ангара 1.2» и одной «Ангара-5».

Причем, в конце 2013 года была успешно запущена принципиально новая ракета-носитель «Союз 2.1В» с блоком выведения «Волга», где применена система терморегуляции нового поколения, созданная на основе панелей «Технологии». Этим запуском на орбиту земли вышел исследовательский спутник «Аист» с углепластиковыми ультралегкими панелями солнечных батарей и панелями корпуса спутника, изготовленными тоже в Обнинске.

Причем, перечисленными изделиями производство компании не ограничивается. Предприятие организовало производство газогенераторов для самолетного двигателя ПД-14, который будет устанавливаться на среднемагистральные самолеты МС-21 (сертификация планируется на 2016 год; должен прийти на замену действующим ТУ-154, Boeing 737 и А-320). Новый двигатель — полностью российская разработка. Параметры соответствуют самым современным двигателям пятого поколения. Основную его часть составляют композитные материалы.

- Подобные технологии в мире очень закрыты, - обратил внимание журналистов специалист «РТ-Химкомпозит». - Например, компании, которые владеют технологией получения высокопрочного углеродного волокна, можно пересчитать по пальцам одной руки. Купить эту технологию невозможно — ее можно или развивать или покупать уже в виде готового продукта. Когда на выставке JEC Composite в Париже иностранцы увидели нашу семиметровую углепластиковую панель кессона киля самолета МС-21 с улучшенными показателями несущей способности, то очень удивились. Они не знали, что в России есть подобные технологии!

ПОДРОБНОСТИ

Что производят в «РТ-Химкомпозит»?

- крупногабаритные конструкции из полимерных композитных материалов космической отрасли: оболочки головных обтекателей, отсеков ступеней, деталей приборных отсеков ракет-носителей «Протон-М», «Рокот» и «Ангара»;

- высокопрочные синтетические волокна - полимерные нити и волокна, хирургические материалы, защитное волокно;

- специальные стекла: для железнодорожного транспорта, авиа- и судостроения; также здесь был изготовлен саркофаг для Владимира Ленина, гарантирующий восприятие объекта без искажения из любой точки зала Мавзолея;

- техническую химию: каустическую соду, хлорсодержащую продукцию, синтетические смолы, растворители, антипирены, химические средства защиты растений, бор, его соединения и др.

Источник: Комсомольская правда



Партнеры

Минпромторг МЕМОРАНДУМ rt_new_logo.png Торгово-промышленная палата ВИАМ